A
A
A
Для сайта КРТ.jpg

    Единый механизм комплексного развития территории установлен Федеральным законом от 30.12.2021 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

     Комплексное развитие территории (далее – КРТ) является одним из механизмов достижения национальных целей развития Российской Федерации, определяемых Указом Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 г.».

    Новый закон о комплексном развитии территории (далее – КРТ) позволяет включать в проекты решений о КРТ не отдельные дома, а территории, тем самым вовлекая их в экономическую и социальную жизнь города, уходя от точечной застройки, создавать необходимые условия для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий города.

    Механизм КРТ рассчитан на обновление городской застройки. Многие районы города застроены малоэтажными многоквартирными домами, построенными еще в первой половине 20 века, бараками, домами, нуждающимися в капитальном ремонте. Программа КРТ даст возможность людям не только поменять старые квартиры, без долгих лет ожидания признания домов ветхими и аварийными, но и решить социальные, инженерные и транспортные задачи. Под КРТ могут попасть и районы нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой по проведению комплексного развития.

    Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен главой 10, в которой устанавливается единый правовой механизм регулирования КРТ (цели и виды КРТ, порядок заключения договоров о КРТ и порядок его осуществления и реализации, порядок изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд в целях КРТ).

    В статье 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится закрытый перечень видов КРТ: территорий жилой застройки, территорий нежилой застройки, незастроенных территорий, по инициативе правообладателей.

   Решения о комплексном развитии территории принимаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или главой местной администрации.

    В целях подготовки проекта решения о КРТ жилой застройки уполномоченный орган исполнительной власти Пензенской области, орган местного самоуправления осуществляет предварительный анализ существующего положения территории, подлежащей комплексному развитию, путем сбора, анализа информации (сведений) о многоквартирных домах, существующих объектах недвижимости, земельных участках, на которых расположены указанные объекты, также определение наличия (отсутствия) в границах территории жилой застройки многоквартирных домов: признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции соответствующие критериям, установленным Правительством Пензенской области.  

    Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории поселения, городского округа в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры или их частей, в границах которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и многоквартирные дома, соответствующие установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации критериям, к которым отнесены, в частности, показатели превышения физического износа основных конструктивных элементов домов, наличие домов периода индустриального домостроения по типовым проектам, ограниченно-работоспособное техническое состояние многоквартирных домов, а также отсутствие в них централизованных систем инженерно-технического обеспечения.

    В целях реализации норм Федерального закона от 30.12.2020 № 494- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительных кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Правительством Пензенской области разработаны все нормативно-правовые акты (далее – НПА) о комплексном развитии территории.

    Во исполнение ч. 5 ст. 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) постановлением Правительства Пензенской области от 19.08.2021 № 513-пП установлены критерии соответствия многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в решения по комплексному развитию территории жилой застройки, по которым те или иные территории могут быть включены в зону КРТ и критерии соответствия жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, расположенных на земельных участках, в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки, которые могут быть изъяты с расположенными на них указанными объектами для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории жилой застройки.

    Постановлением Правительства Пензенской области от 02.08.2021 № 455-пП утвержден Порядок согласования проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленных главой администрации муниципального образования города Пензы.

    Распоряжением Правительства Пензенской области от 11.08.2021 № 436-рП создана рабочая группа по комплексному развитию территорий Пензенской области. Согласно данному распоряжению в срок до 27.08.2021 рабочей группе необходимо подготовить план мероприятий по комплексному развитию территорий Пензенской области.   

     Постановлением Правительства Пензенской области от 02.07.2021 № 390-пП «Об осуществлении комплексного развития территории в Пензенской области»  утвержден Порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию; перечень случаев, в которых допускается принятие решения о комплексном развитии территории в отношении двух и более несмежных территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территорий, с заключением одного договора о комплексном развитии таких территорий; перечень предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указываемых в решении о КРТ; порядок реализации решения о КРТ жилой застройки.

    В целях принятия решений о комплексном развитии территорий администрацией города Пензы рассматриваются несколько перспективных площадок, в том числе территория, ограниченная ул. Беляева, Литейная, Леонова, Воровского, Ударная, Фрунзе (Заводской район).

     Предполагается развитие территории в два этапа. Первым этапом определена территория, расположенная в границах улиц Литейная, Леонова Воровского, Ударная, Комсомольская, Беляева.

    Вторым этапом определена территория, расположенная в границах ул. Воровского, Ударная, Фрунзе, Беляева, Докучаева, Циолковская, Леонова.

    В настоящее время, администрацией города Пензы рассматривается первым этап комплексного развития территории.

    В отношении данной территории проводится предварительный анализ существующего положения территории, подлежащей КРТ, в том числе на предмет соответствия предполагаемым критериям - степень износа, год постройки, этажность, техническое состояние.

    По результатам анализа администрацией города Пензы будет решаться вопрос об обосновании возможности принятия решения о КРТ в предлагаемых границах.

    В соответствии с ч. 1 ст. 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) комплексное развитие территории осуществляется самостоятельно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическим лицом, определенным Российской Федерацией, юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации или лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.

    Согласно п. 3 ч. 2 ст. 66 ГрК РФ решение о комплексном развитии территории принимается  главой местной администрации в случаях, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

    Проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленные главой местной администрации, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Предметом такого согласования являются границы территории, в отношении которой планируется принятие решения о ее комплексном развитии. Срок такого согласования не может превышать тридцать дней со дня поступления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки.

     Этапы Процедуры принятия и реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки установлены ч. 6 ст. 66 ГрК РФ.

    Федеральным законом от 30.12.2021 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 32.1 «Обеспечение жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки», устанавливающей особенности обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территорий жилой застройки.

    Данными нормами закона предусмотрены надлежащие правовые механизмы учета мнения граждан.

    Согласно п. 3 ч. 2 ст. 66 ГрК РФ одним из этапов реализации решения является проведение общих собраний собственников многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки по вопросу включения многоквартирного дома в решение о комплексном развитии территории жилой застройки.

   Предельный срок для проведения общих собраний установлен Правительством Пензенской области и составляет 45 календарных дней со дня опубликования проекта решения о КРТ жилой застройки.

    Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

    Согласно ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, указанным в п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принимается:

    1) по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, не менее чем двумя третями голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме;

    2) по вопросу об исключении многоквартирного дома из границ территории, подлежащей комплексному развитию, и из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки не менее чем одной третью голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, участие в программе реновации является добровольным, поэтому решение о выходе из нее могут принять только собственники и наниматели жилых помещений на общем собрании. За исключение дома из программы реновации должны проголосовать более одной трети собственников и нанимателей по договору социального найма. За решение о выходе должны проголосовать собственники более одной трети помещений.


Лузгин
Андрей Вячеславович
Глава администрации города Пензы
Если вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, где допущена ошибка и нажмите Ctrl+Enter
Заметили ошибку на сайте ?

Текст ошибки

Комментарий