A
A
A

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с полномочиями, определенными ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Анализ потребительского рынка города Пензы свидетельствует, что на протяжении нескольких лет потребительский рынок города характеризуется увеличением торговой сети. Сеть стационарной торговли хорошо развита и представлена в городе Пензе, фактическая обеспеченность площадью торговых объектов превышает нормативы на более чем 40%, рассчитанной по методике, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области. На территории города осуществляют торговую деятельность более 2 тыс. стационарных предприятий розничной торговли.

По состоянию на 01.08.2017 на территории города осуществляли торговую деятельность и оказывали услуги населению -2135 стационарных предприятий розничной торговли.


На протяжении более 10 лет на территории города осуществляют деятельность федеральные, региональные и локальные сетевые предприятия.

Крупными сетевыми компаниями на рынке продовольственных товаров являются: ООО «Лента»; ЗАО «Перекресток»; ООО «Ашан» ТЦ «Радуга»; АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»); ООО «Агроторг» (сеть магазинов «Пятерочка»); ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь»); ООО «Караван»; ООО «АТАК». Кроме того, действует сеть магазинов Торговый союз «Магазин моего района», которая состоит из 13 магазинов. По состоянию на 01.08.2017 года торговая сеть состоит из более 189 магазинов.

В целях стабилизации ситуации и обеспечения населения социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости по минимальным ценам администрацией города Пензы осуществляется постоянный мониторинг по вопросам реализации отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в объектах потребительского рынка.

На протяжении более 9 лет крупными сетевыми компаниями и предприятиями торговли подписывается Меморандум (Соглашение) «О принятии мер по обеспечению незащищенных слоев населения продовольственными товарами первой необходимости». Основной целью Меморандума является применение фиксированной торговой наценки (пять процентов) на основную группу социально значимых продуктов питания (27 наименований). На сегодняшний день, реализация социально значимых продовольственных товаров (27 наименований) с применением фиксированной торговой наценки (до 5%) осуществляется в 180 объектах торговли.

В рамках реализации Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 №530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимые продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» в январе-июле 2017 мониторинг цен на социально значимый ассортимент товаров был проведен в 312 объектах потребительского рынка (магазинах шаговой доступности, в сетевых предприятиях и на рынках, ярмарках города).

Результаты проводимого мониторинга показывают, что торговая наценка при реализации социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в сетевых предприятиях, подписавших Меморандум, соблюдается и не превышает 5%. Во многих предприятиях торговли ,в т.ч. шаговой доступности, уровень торговой наценки составляет от 10 до 20%, что не превышает уровня рекомендуемой наценки.

Данная работа администрации города Пензы позволила регулировать ситуацию на потребительском рынке, сдерживать цены и своевременно информировать федеральные органы.


При выявлении фактов необоснованного завышения цен информация доводится до Управления федеральной антимонопольной службы по Пензенской области и Министерства сельского хозяйства Пензенской области.

Одним из приоритетных направлений экономического и социального развития города является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления за счет насыщения регионального рынка высококачественными товарами, производимыми предприятиями и организациями, расположенными на территории города и области, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса.

В этих целях, в отчетном периоде проводилась работа, направленная на продвижение продукции, вырабатываемой предприятиями города и области, по насыщению продуктами питания потребительского рынка и по расширению ассортимента продукции местных производителей в объектах потребительского рынка, в том числе и сетевых предприятиях.

Еженедельно проводится мониторинг реализации товаров местных производителей. Мониторинг представленности товаров местных производителей за данный период был проведен в 270 предприятиях торговли, который показывает, что во всех сетевых предприятиях торговли достигнута представленность пензенских производителей по реализации хлеба, молока и молочной продукции в широком ассортименте.

За отчетный период было проведено более 10 рабочих совещаний с участием представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. сетевых компаний и предприятий перерабатывающей промышленности, на которых рассматривались вопросы взаимодействия местных производителей с предприятиями торговли, а также увеличения объемов реализации товаров местных производителей, заключения договоров на поставку продукции в объекты потребительского рынка и др. При совместной работе администрации города с сетевыми компаниями и предприятиями производителями, по состоянию на 01.01.2017 сетевыми компаниями было заключено более 500 договоров на поставку товаров местных производителей. Дополнительно в 2016 году сетевыми компаниями было заключено более 50 договоров.

С целью расширения линейки представленности продукции местных производителей и обеспечения населения города качественной продукции от фермерских хозяйств, администрацией города Пензы постоянно проводится работа, направленная на создание фермерских уголков нового формата. В настоящее время на территории города Пензы осуществляют деятельность на свободных и арендуемых торговых площадях 14 фермерских уголка.

С 2009 года и по настоящий период, в предприятиях потребительского рынка организована продажа продукции пензенских товаропроизводителей под девизом акции «Выбирай пензенское - держи марку». Продажа продукции пензенских товаропроизводителей производится в более 590 предприятиях потребительского рынка.

На территории города Пензы в соответствии с схемой размещения ярмарок по состоянию на 01.01.2017 года осуществляют деятельность 19 ярмарок всех форматов (17 – сельскохозяйственных, 2 – не продовольственные), из которых 10 размещены на муниципальных земельных участках, где созданы льготные условия осуществления реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной на территории города Пензы и Пензенской области. На данных ярмарках для товаропроизводителей предоставлено более 600 мест. За 2016 год в городе Пензе населению на ярмарках всех форматов продано товаров на сумму свыше 3 млрд. руб. Для удовлетворения покупательской способности гостей и жителей города Пензы в 2016 г. организованы дополнительные ярмарочные площадки для товаропроизводителей города Пензы и Пензенской области. В микрорайонах многоэтажной жилой застройки города Пензы начали работать 4 ярмарки выходного дня по следующим адресам: ул. Стасова, 2, ул. К.Цеткин, 44а, ул. Попова, 4б, а также ярмарка выходного дня в микрорайоне ГПЗ-24 по ул. Антонова, 9а.

Администрацией города Пензы разработан и реализуется план мероприятий, направленный на профилактику и пресечение незаконного оборота алкогольной продукции, согласно которому сотрудники администрации города и районов города Пензы совместно с представителями полиции еженедельно принимают участие в обследованиях предприятий торговли и общественного питания на предмет соблюдения законодательства хозяйствующими субъектами при реализации алкогольной продукции.

По состоянию на 09.01.2017, проведены мониторинги в 736 предприятиях (545 объектов торговли и 191 предприятие общественного питания) потребительского рынка, совместно с сотрудниками УМВД России по г.Пензе составлено 97 протоколов об административных правонарушениях (14% о нарушений от общего числа проверенных предприятий).

За период с 01.11.2016 по 09.01.2017 приняты дополнительные меры к усилению работы по борьбе с контрафактной продукцией:

- увеличено количество мероприятий по мониторингу (проведен в 125 предприятиях);

- выявлено 35 правонарушения (28% от числа проверенных предприятий);

- изъято свыше 131 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, 7 336 тыс. «фанфуриков».

- на основании обращений администрации города Пензы Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области приостановлена деятельность 5 предприятий.

За период проведения месячника по борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции проведен мониторинг 93 объектов потребительского рынка, выявлено 28 правонарушений (30,1%), составлено 14 протоколов, руководители еще 5 предприятий приглашены в ОП для составления протоколов об административных правонарушениях, изъято 107 л. алкогольной и спиртосодержащей продукции, 7 336 по 0,1 л. «фанфуриков», в контрольно-надзорные органы направлено 18 писем о принятии участия в мониторинговых мероприятиях, а также о выявленных фактах нарушений в процессе мониторинга.

Администрацией города Пензы в 2016 году была организована работа по приведению в соответствии с действующим законодательством размещение объектов нестационарной торговли, и прежде всего, обращено внимание на торговые павильоны и киоски, размещенные без правоустанавливающих документов.

По состоянию на 01.08.2017 в ходе взаимодействия администрации города Пензы собственниками демонтировано 120 нестационарных самовольно установленных торговых объектов.

Администрация города Пензы приняла нормативно-правовые акты, предусматривающие безсудебный порядок сноса самовольно установленных нестационарных торговых объектов: постановление №1601 от 21.09.2016 «О порядке демонтажа самовольно установленных временных (некапитальных) объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности города Пензы, землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах город Пензы», постановление № 1839 от 25.10.2016 «Об утверждении Комиссии по демонтажу и утилизации самовольно установленных временных (некапитальных) объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности города Пензы, землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах города Пензы». К 102 самовольно установленных объектов будут применены нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов.

В целях обеспечения населения в период товарами сезонного характера (квас, мороженое, газированная вода, овощи, фрукты с личных подсобных хозяйств, елочные базары) и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с действующим законодательством, администрацией города Пензы организована процедура размещения нестационарных торговых объектов через проведение открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы. Сумма поступивших в бюджет города Пензы денежных средств по состоянию на 01.01.2017 составляет более 2,0 млн. руб.

Работа администрации города Пензы по упорядочению размещения нестационарных торговых объектов и освобождению муниципальных земельных участков от самовольно установленных объектов нестационарной торговли будет продолжена. Также будет продолжена и в части пополнения бюджета города Пензы путем проведения открытых аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.

По состоянию на 01 января 2017 года в г.Пензе функционируют 778 предприятий общественного питания на 36049 посадочных мест и численностью работающих 4559 тыс. человек. За счет нового строительства, перепрофилирования, освоения дополнительных площадей за 2016 год было введено в эксплуатацию 7 предприятий на 75 посадочных мест. Оборот в сети общественного питания г. Пензы за 2016 год составил 6398,9 млн.руб. или 75,7 % от объема области.

Все проводимые мероприятия администрацией города, направлены на стабильное обеспечение населения города необходимыми товарами, в том числе и продукцией местных товаропроизводителей в широком ассортименте.

Согласно статистическим данным, за январь-декабрь 2016 г. оборот розничной торговли по продаже потребительских товаров в г.Пензе во всех каналах реализации составил 126 821,0 млн.руб. По сравнению с январем-декабрем 2015г. продажа в действующих ценах увеличилась на 6,0% (в сопоставимых ценах -0,1%).

Оборот розничной торговли по продаже потребительских товаров в городе Пензе во всех каналах реализации за январь-июнь 2017 г. составил 62614,5 млн.руб. (62,9% от объема по области). По сравнению с январем-июнем 2016 г. продажа в действующих ценах увеличилась на 3,0% ( в сопоставимых ценах – на 0,2%).

Прослеживаются тенденции роста розничного товарооборота и на период 2017 года.

Приоритетные направления деятельности в 2017 году администрации города Пензы намечены следующие:

1. Реализация муниципальной программы города Пензы «Развитие экономики и предпринимательства в городе Пензе» на 2015-2020 годы» (программа не требует финансирования),

2. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году на 1758 ед. (или 7,3 % по сравнению с предыдущим годом), увеличение количества рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве на 3516 рабочих мест.

3. Размещение нестационарных торговых объектов и освобождение муниципальных земельных участков от самовольно установленных объектов нестационарной торговли, которые размещены на территории города без правоустанавливающих документов

4. Проведение аукционов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов

5. Организация и проведение ярмарок на территории муниципалитета, создание дополнительных ярмарочных мест.

6. Обеспечение населения социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости по минимальным ценам.

7. Поддержка местных товаропроизводителей – предоставление дополнительных мест реализации продукции местного производства.

8. Пресечение незаконного оборота алкогольной продукции, проведение, мониторинг предприятий потребительского рынка на предмет реализации алкогольной продукции – в течении 2017 г. еженедельно по 4 мониторинга.

Если вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, где допущена ошибка и нажмите Ctrl+Enter
Заметили ошибку на сайте ?

Текст ошибки

Комментарий